вторник, 25 января 2011 г.

Prendre Son Pied

    Меня часто спрашивают, почему я выбрала моду  как предмет изучения. Мол, стоит ли эта сомнительная область нескольких лет обучения в высшем учебном заведении. Не все понимают, что это мощное социокультурное явление, не только отражающее общественные процессы, но и способное к манипуляции. 
    Я с удовольствием всё объясню, и начну с определения: мода  - периодическая смена образцов культуры и массового поведения, затрагивающая различные области человеческой деятельности и культуры (внешность, сфера обитания, речевое поведение, искусство, архитектура, художественная литература, наука и т.д.). На разных этапах истории формированию и развитию моды способствовали: устранение феодальных сословных барьеров, промышленная революция, возникновение массового поточного производства, усиление географической и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта. 
    Развитие моды происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать своё отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения, которые вновь заимствуются низшими классами и т.д.
    Мода является необычайно выразительной системой знаков, через которую закодированная информация доносится до окружающих (пол, возраст, социальное положение, особенности характера и т.д.). Эта система настолько универсальна, что может способствовать передаче заведомо ложной информации (бедный старается выглядеть богаче, старый - моложе...).
  Жан Бодрийяр в своем трактате "Мода, или феерия кода" (если соберетесь читать - советую запастись терпением и толковым словарем) обвиняет моду в пропаганде общества потребления и называет её стадией "чистой спекуляции в области знаков", вызывающей в обществе искусственные потребности.

Здесь же он выделяет потребности, которые удовлетворяет мода:
  1.  В бессмертии. Мода развивается по спирали и на подсознательном уровне для человека это означает, что "за порогом смерти всё сохраняет шанс на повторную жизнь" . В то же время,  "мода снедаема своего рода суицидальным желанием, которое реализуется в тот самый момент, когда она достигает своего апогея...только это желание смерти созерцательное...".
  2. В празднике (карнавале). "Наша мода - это зрелище, самоудваивающаяся и эстетически любующаяся собой социальность, игра перемен ради перемен...она становится страстью к искусственности". Благодаря ложным знакам, человек может играть различные социальные роли.
  3. В социальности. Это двойственная потребность, связанная с желанием отличаться от других и быть похожим на других, осуществлять коммуникативный процесс. Так же мода выступает как средство идентификации личности, её самовыражения и укрепления Я.
В заключение Бодрийяр пишет: "От моды нельзя уйти (она превращает в модную черту даже отказ быть модным - историческим примером тому джинсы)"
Важно понимать, что мода - не культ, а инструмент, с помощью которого можно достигать тех или иных целей.

Chanel Spring 2011 Couture
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий